Литовский режиссер Андрюс Даряла, который с 2020 года сотрудничает с беларусскими актерами, поставил в Вильнюсе новый спектакль. На этот раз о том, как политический кризис изменил жизнь беларусских семей. Премьера прошла в литовской столице 16 февраля, пишет Deutsche Welle.
Главный герой — типичный житель райцентра
«Цесля» — история про маленького человека из райцентра. Его дочь бежала из Беларуси, потому что участвовала в протестах, зять уехал воевать в Украину, он ни разу не видел внука, который родился уже в Польше. А теперь его еще и увольняют из дома ремесленников — за «неправильную» позицию родственников. Многие зрители в зале сами столкнулись с такой же ситуацией.
Автор пьесы «Цесля» — Ольга Короленок, актриса и популяризатор беларусской традиции. Она не первый раз обращается к проблемам беларусских беженцев в своей работе. В 2023-м в Польше презентовали ее спектакль «Угу! Навіны лесу» — о непонимании между детьми из разных стран после релокации.
Режиссером литовской премьеры выступил Андрюс Даряла. Его родных сослали в Сибирь, он долгое время работал актером и режиссером в Красноярске, но после аннексии Крыма вернулся на родину. В своей работе он часто обращается к теме репрессированных. Так, с 2020 года он сотрудничает с беларусскими актерами, вынужденными бежать из страны после усиления репрессий. Один из самых ярких проектов — спектакль «Ночь расстрелянных поэтов». С 29 на 30 октября 1937 года советские спецслужбы расстреляли более ста представителей беларусской интеллигенции — поэтов, литераторов, ученых, государственных деятелей. Услышав стихи убитых, режиссер решил создать спектакль об уничтожении беларусской культуры. В спектакле есть прямая параллель с тем, что происходит в Беларуси, начиная с 2020 года.
Единственная дочь в Польше, зять — в Украине
Идея поставить спектакль о разделенных беларусских семьях появилась еще в 2022 году. В нем играют актеры, которые вынужденно уехали из Беларуси, — Сергей Толстиков (работал в Новом драматическом театре в Минске), Виталий Леонов (Гродненский областной драматический театр), Эмилия Пранскуте (работала в Театре имени Горького) и Оксана Чивелева (Брестский театр кукол). По разным оценкам, Беларусь в результате протестов и после начала полномасштабной войны в Украине могло покинуть около 500 тысяч человек. В Литве беларусы среди иностранцев занимают второе место.
«Цесля» — это история про типичного жителя райцентра. Андрей Аполлинарьевич всю жизнь работает плотником в местном доме ремесленников. Живет с котом, жена умерла несколько лет назад, а единственная дочка Маня была вынуждена бежать в Польшу. Там у нее родился сын, но дед еще ни разу не видел внука. В один день он узнает, что его решили уволить. Точную причину не говорят — «вы же все понимаете», его дочка в 2020-м ходила на все воскресные акции протеста, а когда вместе с мужем уехала из Беларуси, тот решил отправиться в Украину, чтобы воевать против России. Отцу дети вроде ничего и не рассказывают, но он сам обо всем догадывается, хоть и не задает лишних вопросов.
«Она думает, у нас все за власть, — говорит он о дочери. — Считает, что я тоже за этого (Лукашенко. — Прим. ред.). Нет, дорогая моя, за него, честно говоря, ни одного человека. И я знаю, почему ты в свою эту Польшу уехала. Знаю, что в 2020-м каждое воскресенье до самой зимы на протесты ходила. Я все знал, но ничего не говорил. Только очень боялся, чтобы ее не забрали. А потом, когда уже собиралась в Польшу, приехала ко мне, к маме на кладбище. Как она меня обнимала, как она плакала, бедная. Я все понял, но ничего ей не сказал. Доченька моя, я уже жизнь прожил, я лучше знаю. Я же тебе говорил в 2019-м, что будет только хуже — на тебе, ковид. Я тебе говорил, что в 2020-м ничего не будет после этих ваших маршей? Ну и что. Ну выйдете вы все — ничего не изменится. Дальше только хуже. Предателей хватит на всех».
«Не вывезу же я дом, лес»
«Телевизор, папа, не смотри, не расстраивайся», — просит Маня отца. Ей приходит в голову идея забрать его к себе в Варшаву. Кажется, в родном городе мужчину уже ничего не держит. Он даже соглашается на переезд, но его неожиданно разворачивают на границе. «Что мне там делать? Не вывезу же я лес, дом и могилу матери. Не поеду!» — решает отец. И на прощание с ним Маня уже приехать не может.
Многие зрители-беларусы, которые сами вынужденно оказались в Литве после 2020-го года, не могли сдержать слез на премьере. «В некоторых моментах было ощущение, что показали мой разговор с отцом, — рассказал Андрей, он уже третий год живет в Вильнюсе. — Не могу сказать, что родители поддерживают режим Лукашенко, но они всегда считали, что не надо лезть в политику. Когда в 2020-м я „влез“, у нас начались конфликты. Мой вынужденный переезд тяжело дался всей семье. Теперь я могу видеть родителей только по видео, вот как в спектакле».
«Самый тяжелый момент в спектакле — о том, что дочь не может навестить могилы своих родителей, — отметила Оксана, она приехала в Литву в 2021 году. — Конечно, болезненно, что власти могут забрать квартиры, но на самом деле у нас отняли больше — возможность видеть уже пожилых родителей, посещать кладбища. Ведь многие не могут приехать даже на похороны. Я об этом стараюсь даже не думать, а в спектакле, когда увидела этот момент, просто расплакалась».