Во всем мире Китай известен созданием дешевых копий товаров известных марок. Не избежало этой участи и искусство. Деревня Дафэн, расположенная рядом с городом Шэньчжэнь в южнокитайской провинции Гуандун, представляет собой крупнейший в мире центр производства картин. Ее называют «мировой фабрикой искусства», где массово создаются копии мировых шедевров. В последние десятилетия населенный пункт превратился в символ коммерции, а производство было поставлено на промышленные рельсы. Посмотрите, как живет деревня, где рисуют копии картин на сотни миллионов долларов в год.
История деревни началась в 1989 году, когда художник и предприниматель Хуан Цзян основал здесь мастерскую, специализировавшуюся на репликах известных картин. Благодаря его усилиям к началу 1990-х годов в Дафэне поселилось около 20 человек, которые ежедневно создавали сотни копий шедевров таких мастеров как Винсент Ван Гог, Сальвадор Дали, Леонардо да Винчи, Рембрандт и Энди Уорхол.
Этот уникальный бизнес быстро набрал обороты, а знаковым моментом стал заказ от американской сети супермаркетов Walmart на 50 000 картин, выполненный за 14 дней. Это привлекло к мастерской внимание крупных заказчиков и способствовало стремительному росту деревни.
В 2014 году в Дафэне проживало уже около 7000 художников, а к 2018 году население выросло до 8000 человек. В публикации 2019 года говорилось, что деревня ежегодно получала доход в размере около 630 миллионов долларов США. Для достижения такого уровня производства владельцы компаний применяли методы конвейерного производства.
Качество копий зависит от художника, который перерисовывает картины. Несмотря на то что в деревне есть профессионалы, которые помнят, например, все работы Ван Гога и воспроизводят их с точностью до мазка кисти, большинство изделий создают художники-самоучки или студенты местных вузов.
Отметим также, что часть картин воспроизводится здесь незаконно — авторам или правообладателям не выплачиваются никакие отчисления.
В период своего расцвета деревня производила до 60% всех масляных картин в мире, ежегодно экспортируя миллионы работ в США и Европу. Это сделало ее крупнейшим центром коммерческого искусства. Однако зависимость от западного рынка оказалась и слабым местом: мировой финансовый кризис и развитие печатных технологий привели к снижению спроса на репродукции, что вынудило мастеров искать новые способы заработка.
В новых условиях художники начали ориентироваться на китайский рынок, создавая репродукции местных классических произведений, рисуя семейные портреты по фотографиям или дорисовывая лица клиентов в копии средневековых картин.