Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Власти любят говорить, что санкции нипочем и делают сильнее. Но реальность иная, если посмотреть полученный «Киберпартизанами» документ
  2. Россия задействует для шпионажа против стран НАТО технологии, разработанные в ходе войны, — СМИ рассказали об инциденте в Германии
  3. СМИ: США приостанавливают разработку мирного плана по Украине
  4. «Мы должны сначала принять закон». Для родителей хотят ввести новую обязанность, но как это будет работать, чиновники не могут пояснить
  5. «К сожалению, я любила этого человека». Тимановская попросила силовиков, чтобы они задержали ее бывшего мужа — узнали, зачем ей это
  6. «Вясна»: Задержания на границах Беларуси продолжаются
  7. «Ваше время прошло»: лидеры ультраправых сил обратились к главам основных партий ЕС
  8. Доллар станет еще дешевле в феврале? Прогноз по валютам
  9. «С моей стороны это был тактический шаг». Полина Шарендо-Панасюк рассказала, что подписала соглашение о сотрудничестве с силовиками
  10. Беларусов с двойным гражданством перестали пропускать в страну по иностранным документам
  11. Правительство Беларуси приняло решение, которое может удивить жителей страны, где есть АЭС
  12. Вот почему важны независимые СМИ. У детской школы искусств в Хойниках упал дрон — как местная газета объяснила, почему не пишет об этом
  13. Огромный город рухнул за 15 секунд, погибли более 300 000. Рассказываем о самом кровавом землетрясении в истории
  14. Для медиков и желающих выехать на работу за границу могут ввести изменения. Что за они
  15. Где работает самая медийная доносчица Беларуси? Узнали о местах работы Ольги Бондаревой


Всемирно известные художники беларусского происхождения — Марк Шагал, Хаим Сутин, Надежда Ходасевич-Леже и другие — в зарубежных музеях часто подписываются без какого-либо упоминания Беларуси. Беларусы за границей в последние годы стали обращаться с просьбами откорректировать этикетаж (подписи под экспонатами в музее. — Прим. ред.). Искусствоведы говорят, что по разным причинам подписи в музеях действительно меняются. По каким принципам составляется этикетаж и какое место в нем занимает Беларусь — рассказывает Deutsche Welle.

Работа Шагала "Ангел с красными крыльями в желтом небе". Фото: onlineonly.christies.com
Работа Шагала «Ангел с красными крыльями в желтом небе». Фото: onlineonly.christies.com

Марк Шагал в Метрополитен-музее

На этикетках к работам одного из самых известных художников беларусского происхождения Марка Шагала в музеях часто пишется «born in Russia», то есть «родился в России», под Россией имея в виду Российскую империю. Так было и в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, но сегодня подпись к картине «Любовники» уже другая: «born in former Russian Empire, now Belarus», то есть «родился в бывшей Российской империи, сегодня — Беларусь».

«В нашем регионе государственные границы постоянно менялись, — говорит академический директор Беларусского института публичной истории Алексей Ластовский. — Марк Шагал родился или в Лиозно, или в Витебске в Российской империи, после революции 1917 года Витебск стал частью Советской России, а когда Шагал уехал — Советской Беларуси, сегодня это Республика Беларусь. В западном искусствоведении слабые знания о Восточной Европе — это влияет и на то, как художники презентуются в экспозициях».

По словам Алексея Ластовского, в своем минималистичном варианте музейная этикетка содержит название произведения, автора и год создания. Если подпись включает также страну происхождения, часто она не та же самая, где художник работал и стал знаменитым. Поэтому Марк Шагал в Метрополитен-музее подписан как французский художник. Уже после обозначено его место рождения — теперь с упоминанием Беларуси, что стало результатом адвокационной кампании #art_born_Belarus, в рамках которой Беларусская Рада культуры готовит аргументации и направляет обращения в музеи.

Чикагский институт искусств — это не только учебное заведение, но и музей — в подписях к работам Марка Шагала помечает, что он «родился в Беларуси» или «родился в Витебске (ранее Российская империя, сегодня Беларусь)». Упоминание нашей страны появилось там в последнее время.

В Городском музее Стеделейк в Амстердаме в качестве места рождения указан просто «Vitebsk (BY)», а согласно парижскому Центру Помпиду Шагал родился в Российской империи.

Хаим Сутин в Музее Оранжери

Один из самых известных представителей Парижской школы Хаим Сутин, родившийся в Смиловичах под Минском, также часто представляется как российский художник. В Центре Помпиду его место рождения обозначено, как и у Марка Шагала, — Российская империя. Согласно Художественному музею AKG в Буффало (США), Сутин — «русский художник, родился в Беларуси, работал во Франции». Зато Музей Оранжери в Париже указал место рождения художника как «Смиловичи (Беларусь)», Музей современного искусства Парижа как «Смиловичи (Беларусь, Российская империя)», а венская галерея «Альбертина» — кратко «Минск».

«Для среднего посетителя может быть важным уточнение, откуда родом тот или иной художник в современных реалиях, чтобы он мог найти эту точку на карте, — комментирует искусствовед и историк культуры из Минска, пожелавший сохранить анонимность. — Что, если мы будем писать не Вьетнам, а Французский Индокитай? Первых лауреатов Нобелевской премии Польша получила во время, когда была в составе России, — называя всех российскими, можно далеко зайти. Кроме того, экспертам происхождение художника может дать ключи к пониманию его творчества».

Метрополитен-музей недавно изменил подпись и к произведениям Сутина. Как и Марк Шагал, он теперь назван «французским художником, который родился в Российской империи, сегодня — Беларусь». Ранее на этикетке значилось, что художник родом из Литвы.

«Это результат того, что Сутин попал в волну эмиграции художников-литваков — так называли евреев, живших на территории бывшего Великого княжества Литовского, — объясняет Алексей Ластовский. — До недавнего времени чаще не обращалось внимания на то, что происходило на нашей территории: если здесь была Российская империя, значит, «Russia», и все. Ситуация начала меняться в конце 2010-х, когда за дело активно взялись украинцы, и радикально изменилась в 2022 году. Я лет десять езжу по музеям, и в последние пару лет заметил стремительный сдвиг: музеи все больше помечают актуальную страну — или «родился в Российской империи, сегодня — Беларусь», или «родился в Беларуси».

Надежда Ходасевич-Леже в Музее Майоля

Сейчас в Музее Майоля в Париже проходит крупная выставка Надежды Ходасевич-Леже — на ней представлено около 150 работ художницы, родившейся в беларусской деревне Осетище и ставшей известной в Париже. Музей Майоля пишет, что Ходасевич-Леже родилась в российской деревне.

«Она никогда не отрекалась от своего происхождения, приезжала на родину. Стоит так и подписывать: «Надежда Ходасевич-Леже, дата рождения, Беларусь — дата смерти, Франция», — говорит искусствовед из Минска. — Этикетаж является продолжением борьбы с рудиментами колониализма. Этому процессу более тридцати лет. Среди наций, которые составляли Российскую империю и позже Советский Союз, кто-то начал его раньше, кто-то позже. У стран Балтии появились возможности еще в межвоенный период, у грузин были «послы» братья Зданевичи, которые открыли миру Нико Пиросмани, много усилий прилагают украинцы, а некоторые еще не приступили к этой работе. Мы говорим с точки зрения порабощенного народа с тяжелым 200-летним колониальным наследием, который стремится заявить о себе миру».

Согласно искусствоведу, заявлять о своем вкладе — значит работать на символический капитал, который в свою очередь можно конвертировать в политический и материальный, но для его наращивания нужна целенаправленная стратегия государства.

Алексей Ластовский связывает музейный этикетаж с признанием субъектности: «Если музей говорит, мол, ему не важно, что на этой территории сегодня Республика Беларусь, это отказ в субъектности. Таким образом, настаивание на упоминании Беларуси в подписях — это настаивание на том, чтобы тебя признавали. Признавали, что с тобой нужно разговаривать. Это важно и для западной истории искусства: они должны включать локальные контексты. Поэтому наш голос созвучен тренду отхождения от концентрации на имперских центрах».

Беларусская Рада культуры направила письмо Музею Майоля с просьбой заменить «российскую деревню» в качестве места рождения Надежды Ходасевич-Леже на Беларусь.